«А надо ведь спешить писать стихи». Диалог с элементами поэзии

Когда я задумывала свой блог, мне хотелось сделать в нём рубрику интервью с интересными людьми из числа моих друзей и знакомых. С теми, кто что-нибудь создаёт, имеет какой-то необычный опыт. Сегодня первый пост этой рубрики – беседа с Ритой Мурашовой. Рита пишет стихи, и я чувствую в ней родственную душу, так как тоже сочиняю (в блоге моих стихов пока немного). А ещё она рисует и много читает. Мы познакомились лет пять назад в книжном клубе. Приглашаю присоединиться к нашему разговору.

danceofwords-rita-murashova

26

И вроде старшая сестра,
и двадцать шесть,
но длится юности пора,
сколько ни есть.

Потерян детства нивелир,
которым мерь –
и мир высок, хороший мир,
открыта дверь.

Но я подросток. Пусть служу,
варю обед,
средь женщин девочкой кажусь
самой себе.

И робость страшная моя –
как режиссер
в сюжете, где в ответе я
за все, за все.

Помню, ты говорила, что кто-то из твоих преподавателей в университете сказал, мол, поэзия не популярна, пишите прозу. Расскажи об этом поподробнее. Хотела ли ты когда-нибудь писать прозу, пишешь ли? И что тогда делать с поэзией?

Однажды моя научная руководительница Янина Викторовна действительно посоветовала обратиться скорее к прозе, чем к поэзии, чтобы стать успешным автором. Я несколько расстроилась, конечно, хоть и сказала она это полушутя.

В подростковом возрасте у меня было прохладное отношение к поэзии. Прозу я уважала, считала настоящей литературой. В детстве мне мама читала и детскую поэзию, и детскую прозу, но я выдумывала не стихи. У меня за спиной не один десяток романов, начатых еще в средней школе, правда, недописанных и уничтоженных. А еще раньше я выдумывала истории вслух, пока мама была на кухне. Она готовила, мыла посуду, а я брала книгу из нашей библиотеки, усаживалась неподалёку, с важным видом листала страницы, но не читала авторский текст, а произносила свой, опираясь на иллюстрации. Или наделяла характерами предметы неодушевлённые – у меня была целая династия из говорящих ложек, вилок, ножей, половника…

Всё изменилось, когда на уроках литературы классе, наверное, в 11-ом (когда в школе проходят Серебряный век?) я не раз оказывалась отсаженной за болтовню с подругами. Скучая, стала читать стихи в сборниках поэзии, которые мы приносили на урок. Кажется, первым был Блок… Очень скоро я переписывала десятки стихов в тетради, потому что интернета не было, а книги были преимущественно библиотечными.

Возвращаясь к прозе: да, мне бы хотелось написать как минимум пару вещей. Но если для первой я достаточно созрела и даже зря, наверное, тяну, то для второй мне понадобится гораздо больше жизненного опыта, информации и времени.

Впрочем, если я всю жизнь буду занята только стихами, то ничего страшного не случится. Любимый мой Роберт Рождественский, по собственному признанию, был доволен судьбой поэта и к прозе не тянулся.

С поэзией не нужно делать ничего. Цитируя замечательного Георгия Адамовича: «Прогресса не было в поэзии, не будет и упадка».

У тебя наверняка обширнейшие знания классической литературы. А что ты скажешь о современной? Что/кого любишь?

С программой по классической литературе нам в университете повезло, я без нее порывалась бы бросить учебу гораздо чаще. Насчет обширных знаний ты ошиблась: так же, как многие студенты, я читала не всё, что было нужно, или читала краткие содержания, или смотрела экранизации… ух. Я читала тем тщательнее, чем дольше училась.

С литературой современной все гораздо сложнее. Было время, я много читала Захара Прилепина, но его политические амбиции мне теперь неприятны совсем. Нравится читать Михаила Веллера, особенно понравился «Махно». Как и в случае с литературой классической, я положительно предвзято отношусь к французским, немецким и скандинавским авторам. Обожаю нон-фикшн в самых разных областях знания, стараюсь находить как можно больше именно писательниц.

Ты училась на филфаке, на кафедре журналистики. Как ты это выбрала? Считаешь филологию призванием? Или журналистику?

Для кого-то филология и журналистика, конечно, могут быть призванием, но я не из числа этих людей. В 15-17 лет мне жутко захотелось стать спортивным журналистом, да и политика была мне небезинтересна, потому, не слушая маму и папу (первая хотела меня видеть художницей, второй – ветеринаром, оба – небезосновательно), я выбрала журналистику.

МПГУ оказался самым бюджетным вариантом, здание филфака было таким красивым, в нем сняли не один фильм… Так всё и получилось.

Говоришь — небезинтересна политика. Вот это меня всегда в тебе удивляло. Такая нежная девушка и так много социального в стихах. Откуда это?

Это, наверное, от окружения. И от любимого предмета в школе — истории. Когда тебе интересна история прошлого, то и настоящее волнует живо. Я с детства вижу, как люди выживают, могут себе позволить только самое необходимое, уезжают на заработки, потому что не могут найти работу рядом с домом, занимают друг у друга от получки до получки… «Маленький человек» у нас практически бесправен.

Я выросла в моногороде, который развивался в советское время, а в 90-е пришёл в упадок. Я помню массовые сокращения, помню задержки зарплат. Потому всегда восхищалась людьми, персонажами, которые пытались что-то изменить, искали правду, справедливость. Потому интересуюсь социальными проблемами и продолжаю надеяться на консолидацию общества… Когда-нибудь. И на перемены.

Но мои стихи ещё и о любви, о детстве, о родителях, о дружбе. Обожаю обращаться к персонажам литературным и историческим, реальным литераторам, художникам и музыкантам.

УМНАЯ ЭЛЬЗА

Ты слишком умная, Эльза. Тебе до чужих смертей
дело есть. Кто-то от голода пухнет, другой − богатей,
и скотобойни исправно работают, как часы,
юные девушки встать опасаются на весы.
Одним − переходный возраст, другим − белок.
Вышла бы замуж: тем тяжко, кто одинок.
Всяко приятней − в больной и безумный мир.
«Выше стропила…» А, ты ведь боишься стропил.
…Погреба, дома большого, чтоб как у людей.
Глянь-ка: подруги уж все народили детей,
мужние жены, пшеницу жнут день и ночь.
А ты непутевая, Эльза, совсем непутевая дочь.
Звенишь бубенцами и рвешь рыболовную сеть,
вот так погремушкой и будешь до смерти звенеть.
И все не бежишь из деревни, хотя и не вхожа в дома,
и все не сойдешь с воспаленного думой ума.

У тебя в ВК есть паблик. Какая у него тематика? Там только твои стихи?

Там мои стихи и стихи любимых мною поэтов, которые я публикую в дни рождений авторов. Мои стихи проиллюстрированы Катиными (Екатерина Морозова) фотографиями, чьё видение мира в объективе близко мне и, как мне кажется, моим стихам. Порою в паблике появляются материалы о поэзии, которые лично мне показались интересными.

Пишу я, правда, гораздо реже, чем несколькими годами ранее, но стараюсь «поддерживать форму» и делать публикации хоть иногда. Прекрасно понимаю, что для увеличения количества читателей это нужно гораздо чаще, но…

Где ещё можно тебя почитать?

Пара подборок опубликована в журнале «Новая литература». В сборнике «Диалоги снаружи и… внутри».

***

Здесь розы чтут, а маки не при деле,
в пыли, склонясь, алеют у дорог.
Так и душа моя в моем усталом теле
поникла, от разлуки на пределе…
О, поскорей отбыть болгарский срок!

Будь не в обиде, щедрая страна!
Спасибо за твое гостеприимство,
но не отвыкнуть: Родина – одна,
и, хоть немного времени для сна,
мой мальчик успевает мне присниться.

Здесь розы чтут, но маки мне, однако,
гораздо пышных запахов милей.
И вот, вроде провидческого знака,
растут, слезами черными накапав
из чашечек… Дороги же – к тебе.

Расскажи о «Диалогах…»

Это сборник издательства «Скифия» (Санкт-Петербург), вышедший в 2015 году. В книгу вошли подборки стихов нескольких авторов из разных городов. Каждый автор, в том числе и я, выкупил минимальную часть тиража, остальное реализовывало издательство.

Как человек, который с детства мечтал написать книгу, считаю, что моя мечта уже отчасти сбылась. Это не моё соло, но интересный и радостный опыт. Собственно, посредством дарения этой книги многим людям (и даже своей маме) я открылась как поэтка.

Поэтка? Слышу в этом иронию. Не относишься к своей поэзии всерьёз?

Нет, это задорный феминитив 😊 Он нравится мне больше «поэтессы».

Да, а что насчёт соло?

На свои средства, когда они появятся, ха-ха.

Сейчас очень модная тема – монетизация творчества. Ты об этом думала?

По-моему, эта тема существовала во все времена, не просто же так возник образ нищего, голодного художника. Было бы неплохо зарабатывать на жизнь только творчеством, но пока для меня важнее вопрос поиска своей аудитории, да что там… вопрос свободного времени и вопрос пресловутого вдохновения!

Всё же веришь во вдохновение? Я прочла несколько книг с советами по творчеству, в том числе Барбару Шер (ты ведь тоже читала), все авторы предлагают не ждать вдохновения, писать каждый день. Этот метод тебе не подходит?

Поправка: не назвала бы это вдохновением, мне больше нравится слово «импульс». Это не настроение, в котором ты пребываешь и пишешь, а вспышка, идея, искру которой надо разжечь. В стихах уж точно. У меня с ними выходит только импульсивное письмо. Из постоянной практики выйдет, наверное, хорошая вещь в прозе, но мне только предстоит это проверить.

Знаю, что ты ещё рисуешь и интересуешься живописью. Откуда это возникло?

Я любила рисовать в детстве, занималась в изостудии Дома творчества, у меня даже была своя малюсенькая выставка там – портреты собак разных пород. Теперь моя работа связана с материалами для творчества, художниками, что и вдохновило снова начать рисовать. Пока мне ближе всего графика, но я ещё ищу материалы, техники. Не знаю, куда это приведёт и приведёт ли вообще, но удовольствие от рисования определённо получаю. Увлечение живописью, её историей пришло с лекций по Мировой художественной культуре в университете.

Ты сейчас учишься рисовать где-то в студии или самостоятельно?

«Учусь» здесь не совсем подходит, скорее «рисую в свободное время». Пока самостоятельно, возможно, когда-нибудь отправлюсь в студию. Сейчас меня больше волнует обучение там младшей сестры, которая гораздо талантливее и терпеливее меня в этой области.

Согласишься с утверждением, что талантливые люди талантливы во всём? Ну, или во многом?

Сложный вопрос. Кого мы подразумеваем под человеком талантливым? Для меня это и талантливый повар, и портниха, и математик. Талант демократичен, талантливых людей очень много, только не все они известные артисты. А поговорка сверху мне не нравится, она как будто ограничивает круг талантливых людей и область применения способностей людей якобы бесталанных.

Пожалуй, да. Не все талантливые люди широко известны.

Спасибо тебе за беседу и за стихи. Желаю почаще ловить импульсы и побольше писать – в том числе и прозу!

Взаимно! Мне было лестно твое обращение.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s