Суздаль

danceofwords-suzdal-11

Суздаль – город церквей. Они повсюду, множество. И ещё здесь река – Каменка, кажется, она всё время вьётся под ногами. Никаких шансов обойти город за день. И всё же кое-что увидеть можно.

Из Железнодорожного до Владимира мы ехали часа три и потом ещё полчаса до Суздаля. Нам наконец-то повезло с погодой, и единственное, что слегка подпортило настроение, – пробки на трассе Москва-Владимир.

Кремль

Археологи считают, что Суздальский кремль появился в Х веке. Сохранились крепостные валы, несколько церквей и ансамбль архиерейских палат с собором Рождества Богородицы. Именно этот ансамбль мы и видим – с другого берега Каменки.

danceofwords-suzdal-4

Собор Рождества Богородицы, построен в XIII веке. До нас дошёл не в первоначальном виде: сохранился низ (можно сказать, первый этаж с ложными арками – аркатурой), а верх построен в XVI веке.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Колокольня. Её возвели в середине XVII века.

danceofwords-suzdal-10

Обратите внимание на циферблат часов колокольни.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Церковь Успения Пресвятой Богородицы, построена предположительно в XVII веке. Кажется, она сама по себе, но на самом деле относится к кремлю.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Музей деревянного зодчества

Расположен под открытым небом неподалёку от кремля, но на другом берегу Каменки. Мы попадаем в XIX век на улицы Владимирской области.

Преображенская и Воскресенская церкви.

danceofwords-suzdal-9

Колёсный колодец. Работал от человеческой силы: внутрь колеса заходил человек и шёл, колесо вращалось.

danceofwords-suzdal-8

Купеческий дом.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Одна из комнат второго этажа – кабинет хозяина.  «А это – ноутбук», – сказал Паша, глядя на счёты.

danceofwords-suzdal-6

Ветряные мельницы. Смотрим на них от входа в купеческий дом.

danceofwords-suzdal-7

Представляете, как красиво оформляли даже крестьянские дома!

danceofwords-suzdal-5

Церковь Святого Николая. Построена в середине XVIII века в селе Глотово. Эта церковь – первый экспонат музея деревянного зодчества, её перевезли, когда задумали создать музей. Стоит на месте утраченной кремлёвской церкви и относится одновременно к кремлю и к музею.

danceofwords-suzdal-3

Было тепло и солнечно, и концентрация туристов просто зашкаливала. При этом атмосфера места была очень благостная и неспешная. Мы немного посидели на лавочке, глядя на кремлёвский ансамбль. Это была точка перезагрузки: мы уже кое-где побывали и собирались продолжить.

Кажется, нам удалось поймать состояние здесь и сейчас и остаться любопытными и благодарными путешественниками, а не оголтелыми туристами в погоне за достопримечательностями.

Спасо-Евфимиев монастырь

Мужской, был основан в 1352 году как крепость для защиты города. Сейчас здесь музей. Архитектурный ансамбль монастыря внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

danceofwords-suzdal-12

Идём к монастырю через сквер, в котором установлен памятник (бюст) Дмитрию Пожарскому. В монастыре находится его могила. Заходим внутрь через Проездную башню.

Спасо-Преображенский собор (1594 год) и звонница.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Звонница построена в XVI-XVII веках. На неё можно подняться с экскурсионной группой, но нам не удалось – это происходит только утром.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Звонница состоит из нескольких зданий: девятигранная церковь Рождества Иоанна Предтечи, трёхпролётная галерея звонов и соединяющая их башенка с часами с боем. Кстати, у этих часов тоже буквенный циферблат, как и на колокольне в кремле.

В 1766 году Екатерина II распорядилась создать в Спасо-Евфимиевом монастыре тюрьму. Здесь держали старообрядцев, декабристов, политических заключённых, сектантов, а в советские годы – православных священников, коммунистических и комсомольских деятелей. После войны здесь разместили колонию для несовершеннолетних. И только в 1968 году монастырь стал музеем.

Часть экспозиции посвящена тюремной истории монастыря. Смотрим из одиночной камеры в окно.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Благовещенская надвратная церковь. Задумывалась как святые ворота, но оказалась внутри монастырских стен. Снимаем как раз со стен, куда можно подняться и походить по галерее – правда, не по всему периметру.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Монастырские стены и башни. Все, кроме Проездной, круглые.

danceofwords-suzdal-13

Мы добрались до Спасо-Евфимиева монастыря уже вечером, оставив толпы туристов в центре. Постройки выглядят монументальными, а территория показалась огромной, особенно на фоне немноголюдья. Думаю, здесь мог бы поместиться не один Зарайский кремль)))

Ризоположенский монастырь

Действующий, женский. Основан в 1207 году. Пожалуй, это место оставило самые противоречивые впечатления. На фото – святые ворота (1688 год), но почти не сохранились монастырские стены, из-за чего территория напоминает проходной двор. Это ощущение усиливается остатками разрушенных построек. Монастырь был закрыт и сильно пострадал в советское время.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Собор положения риз Пресвятой Богородицы. Построен в начале XVI века.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Преподобенская колокольня (1813-1819 гг.) высотой 72 метра, возведена в честь победы над Наполеоном.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Мы видели, что на колокольне есть люди, и это не звонари; естественно, мы захотели подняться, так как оба любим панорамы сверху. У входа сидела пожилая монахиня и собирала с желающих насладиться видом города по 100 рублей. Сказала, что после нас никого не пустит, пора закрываться. Дело шло к 20.00. Эта сцена подкрепила чувство какой-то неприкаянности монастыря. Может, насобирают на реставрацию, или поможет кто.

Реставрация, собственно, идёт, как видите. Может, просто надо подождать.

Внутри колокольни обнаружились экспонаты, связанные с производством колоколов. Хотели там сделать музей и передумали, или ещё не доделали? Не ясно. Мы поднялись.

Механизм звонов Преподобенской колокольни.

danceofwords-suzdal-14

Вид на Суздаль с Преподобенской колокольни. Справа вдалеке угадываем кремль, чуть ближе торговые ряды (о них я расскажу в конце), а прямо перед нами видим пару церквей (зимнюю и летнюю): Святого Антипия и Святого Лазаря. Нарядная и необычная колокольня церкви Святого Антипия так и притягивает взгляд.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Читая о Суздале, я впервые встретила такое понятие, как летняя и зимняя церкви. Их строили по соседству и предназначали для летних (с Пасхи до Успения) и зимних богослужений. Летние церкви были просторнее и богаче украшены, зимние меньше, проще и топились печами.

Центральные улицы

Река Каменка и церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне. Дата постройки точно не известна, от конца XVII века до середины XVIII.

danceofwords-suzdal-2

Центр города. С одной стороны торговые ряды, с другой кремль. Здесь невероятное скопление туристов, на которых (наверное, всё-таки больше на иностранцев) и рассчитано это развлечение. Карет очень много, богатство выбора форм и расцветок поражает.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Посадский дом, конец XVII века. Памятник каменной жилой архитектуры (в то время из камня ещё строили редко – было дорого). Сейчас здесь музей: воссоздана домашняя обстановка семьи купца XVII-XVIII вв.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери, 1696-1706. Находится через дорогу от Спасо-Евфимиева монастыря.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Покровский женский монастырь. Основан в 1364 году. В XVI веке стал местом заточения постриженных в монахини аристократок. Мы смотрим на него с другого берега Каменки, от стен Спасо-Евфимиева монастыря.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Торговые ряды

По сей день выполняют своё предназначение: здесь продают сувениры, домашнее варенье, солёные грибы и медовуху (мы едва успели купить перед отъездом, и да, она была хороша!). Пока шли, стало интересно, с тех ли самых пор сохранилась уличная каменная кладка.

Церковь Воскресения на торгу, построена в 1720 году.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
Фото Павла Тугаринова

Церковь Параскевы Пятницы (с 1 главкой) и церковь Входа Господня в Иерусалим (с 5 главками). Это тоже зимняя и летняя церкви, стоят по соседству. Правда, со стороны не заметно явного отличия в размерах.

danceofwords-suzdal-1

А справа – та часть торговых рядов, которая занята кафе и ресторанами. Вечером мы пришли сюда поужинать и очень хотели сидеть на террасе, но этого хотели все, и мест уже не было. Сели внутри. Не успели полистать меню, как увидели балалаечника, который явно настраивался играть. Я огорчилась – мало того, что таким тёплым вечером сидим в помещении, так ещё и балалайку слушать.

Ох как я ошибалась! Играл он божественно, импровизировал, репертуар у него был богатый – от русских народных мелодий до рок-баллад, и было видно, как он прётся от собственного творчества. Уходить не хотелось.

Мы прожили в Суздале чудесный день. Вернуться бы и досмотреть то, что осталось без внимания, на что не хватило времени. Когда-нибудь)

 

Суздаль: 5 комментариев

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s