В какой театр мы ходим и зачем

danceofwords-v-kakoj-teatr-mi-hodim-i-zachem-1

Подруга пригласила нас на выступление playback-театра. Дружеское выступление, для своих. Она театральный режиссёр, у неё школа игровой импровизации и театр – тоже импровизационный. Нам было любопытно посмотреть, как у других, ведь как у нас, мы уже видели и даже сами немного играли. Мы ехали на спектакль, а попали на групповой сеанс психотерапии.

А чего вы ожидаете, устраиваясь в кресле зрительного зала?

Суть playback-театра в следующем: вы рассказываете историю из своей жизни, можно ту, что ещё не закончилась, но главное – историю, которая вызывает вопросы, сожаления, растерянность или гнев. Актёры вас слушают и потом играют вашу историю.

В театре импровизации нашей подруги немного иначе: на спектакле она задаёт зрителю вопросы – порой самые невинные, и актёры отыгрывают добытый материал.

danceofwords-v-kakoj-teatr-mi-hodim-i-zachem-2
Фото Павла Тугаринова. На фото основатель Школы игровой импровизации и режиссёр театра Вне Времени Елена Кантиль и актёры театра Карина Зинченко, Полина Калашникова, Анастас Цветаев и Владимир Палагин

Потом зрителя спрашивают: ну как, мол, о вас это или нет? Попадание бывает иногда 100%, в другой раз – мимо. Но вопросы – довольно мягкое воздействие.

История – совсем другое дело. Это что-то наше сокровенное, болезненное, что-то сверхважное. Сначала исповедоваться никто не рвался. Но когда актёры отыграли первую историю, желающих стало много. Каждый выходил с очень сложным случаем. Некоторые девушки плакали. Зрители вытаскивали те самые разрывающие голову проблемы, от которых нельзя нигде укрыться, которые висят над нами, как тучи, и сопровождают нас вечным фоном, куда мы ни шли, чем бы ни занимались. Игра актёров была мощной, даже страшно становилось.

Мне потом долго не давал покоя вопрос: а это работает? Ну, вот сыграли чью-то историю, и что человек потом будет делать? Как это действует? У меня нет ответа. Пока нет.

Но эта статья не о playback-театре и не о психотерапии. Я хочу поговорить о театре вообще. О том, какой он разный, о том, для чего он и чего мы от него ждём.

Я хожу и на классические постановки, и на нестандартные перформансы. Театральный сезон 2016-2017 выдался у меня на редкость необычным – 8 новых мест, да и по жанрам такое разнообразие: от лёгких песен-плясок на тему женитьбы на богатой наследнице до сложных вопросов о жизни, от которых в горле не раз образовывался ком.

Вот где я побывала (друзья, всё это в Москве):

  • Театр Бенефис, спектакль «Сватовство по-московски. Первое»
  • Театр Et Cetera, спектакль «Сердце не камень»
  • Театр Арлекиниада Вадима Демчога, спектакль «Закрой глаза и смотри»
  • Перформанс компании Ontroerend Goed «Твоя игра»
  • Театр Вне Времени, спектакль «Моменты» – несколько раз, т.к. спектакли импровизационные, каждый раз разные
  • Театр С.А.Д. в Аптекарском огороде, спектакль «Щелкунчик в стиле стимпанк»
  • Playback-театр Cor de Vita – об этом начало статьи
  • Театр имени Маяковского, сцена на Стретенке, спектакль «Человек, который принял жену за шляпу»

Такая 100% классика, как опера и балет, не особенно меня привлекает. Оперу  вообще слушала всего однажды, причём выбрала «Евгения Онегина», чтобы понимать, что поют. Помню, кое-кто над этим иронизировал – мол, мне бы попроще. Между прочим, после той оперы я перечитала роман в третий раз.

Спектакли по классике вызывают противоречивые чувства. Всё ещё жду, что герои будут одеваться и вести себя соответственно времени, надеюсь увидеть красивые декорации… Слишком авангардные постановки принять не получается. Но слишком традиционные порой оказываются скучными.

Хочется нового, но так, чтобы не чересчур.

Например, года полтора назад я была на пластическом спектакле. В Театре на Малой Бронной идёт постановка «Ямы» Куприна, хореограф – Егор Дружинин (Васечкина помните? Вот он). Ни одного слова, только движения.

danceofwords-v-kakoj-teatr-mi-hodim-i-zachem-3
Сцена из спектакля «Яма», фотография с сайта Театра на Малой Бронной

Я прочла книгу специально к спектаклю и умница, иначе ничего не поняла бы. У меня сильно лучше получается со словами и логикой, чем с движениями и телом.  Смотрела с интересом, но именно как динамическую иллюстрацию к тексту. Я далеко не всегда читаю книгу, прежде чем пойти в театр, но в этом случае мне было бы трудно и скучно без знания сюжета.

А вот «Закрой глаза и смотри» Арлекиниады – полная противоположность пластическому спектаклю: здесь только говорят. Всё очень минималистично – на сцену без декораций выходит актёр и рассказывает историю от первого лица. Это жизнь какого-то известного человека или литературного героя. Или даже архитектурного памятника. Но нам не говорят, кто/что это. Мы можем угадать. В конце да, скажут. От этого у меня впечатления были очень сильные.

И, пожалуй, самое необычное из того, что я видела (не только в прошедшем сезоне) – это «Твоя игра». Спектакль для одного зрителя – да-да, именно. Такие представления ещё называют тэт-а-тэт-театром. О нём я рассказывать не буду – нельзя спойлерить.

Я расспросила нескольких своих друзей, зачем они ходят в театр и как выбирают спектакли. Ответы такие:

  • нравится какой-то актёр/актриса, хожу на спектакли с ним/с ней
  • интересуют новые, нестандартные формы, ищу их, пробую
  • нравится всё, сопутствующее походу в театр: возможность нарядно одеться, выйти в свет, особенно в холодное время года – вынырнуть из зимы, устраиваю себе праздник
  • интересно открывать для себя новые места, хожу в разные театры

Я люблю театр больше, чем кино. И хожу за эмоциями – пожалуй, это главное, чего я жду. Чтобы был какой-то момент, хотя бы один, когда у меня дыхание перехватит, или я почувствую что-то очень-очень родное в герое или в ситуации. Конечно, так бывает далеко не всегда. Даже очень жизненный сюжет может не тронуть. А иногда хочется повеселиться, не задумываясь, не опускаясь на глубину – и вдруг раз! Обещанное весёлое оборачивается грустным.

Выбор спектакля – отдельная тема. Я не читаю отзывы в сети – оценки часто противоречат друг другу; стараюсь доверять своему чутью.

Расскажите о своём опыте! Как выбираете спектакли, что именно хотите увидеть/почувствовать, что любите – классическое или авангардное? Куда последний раз ходили, что посоветуете?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s