Фея кисточек и спиц

Сегодня я в гостях у Надежды Лебедь. Мы познакомились на занятиях аргентинским танго несколько лет назад, и с тех пор, как Надя с мужем переехали и стали моими соседями, мы общаемся больше. Надя вяжет необыкновенные пледы и рисует нежные и сочные акварели.

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-1
Фотограф Виктория Келешева 

Что важнее в рукоделии – результат или процесс? Почему проще отдать шикарную вещь бесплатно, чем продать? Обязательно ли монетизировать хобби? Всегда ли творческий труд подходит женщине? Поговорим об этом. И ещё о котиках)

Ты помнишь, как всё начиналось?

Надя, как ты увлеклась рукоделием, и когда это произошло?

Наверное, ещё до школы. Моя мама работала в Доме офицеров военного городка, в котором были всевозможные кружки: рукоделие, рисование… Я ходила на все курсы, которые там были. Точно помню, что на рисование пошла ещё до школы. Пока мама работала, ей было удобно, чтобы ребёнок был рядом, в соседнем кабинете.

И ещё мне повезло: у моей подружки бабушка вышивала крестиком и давала нам обеим маленькие домашние уроки. Наверное, из рукоделий, которые я освоила, первым было вышивание крестиком. Меня  учили ему с самого начала, объясняли, что/как/почему…

Нехитрое же дело вроде? Или это сейчас так кажется?

Это сейчас! Раньше не было этой ныне принятой канвы. Канва пришивалась на ткань. По ней вышивали, потом вынимали ниточки…

О, Боже мой!

…и если ты где-то ошиблась, это была проблема. Нужно было распарывать, подрезать либо ещё что-то… Сейчас хорошо, легко с материалами. По нынешней ткани можно вышивать вообще без пялец, потому что она держит все квадратики, крестики. Раньше это было совершено невозможно; нужно было натянуть 2 слоя одновременно, чтобы всё это не сдвигалось, не косило. То есть этому нужно было учиться.

А вязанием я начала заниматься серьёзно, активно, когда появились куклы, которым можно было вязать наряды.

Почему не шить, а вязать? Шить же проще. Чего там – платье сшить на куклу?

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-2
Фотограф Виктория Келешева 

Не знаю. Хотя у меня была детская швейная машинка. Я не умела кроить. У нас в доме никто не шил, и понять, из чего получается одежда, было сложно. Я могла понять, из чего получается наволочка или пододеяльник. Это я могла сшить. То есть постель у нас была сшитая в кукольных домиках.

Ну, в то время даже обычная постель у многих была сшитая самостоятельно.

Ну да, у нас дома она тоже позже появилась сшитая. А вот именно вязать – почему-то мне это было понятно. Крючком.

Кто-то у тебя дома вязал?

Мама пыталась вязать, но в силу её темперамента у неё не пошло)

Да, это не для темпераментных)

Кучу кукольных платьев и юбок пышных одним и тем же столбиком без накида я вязала постоянно и регулярно.

А из курсов рукоделия, на которые я ходила, был один серьёзный – макраме.

Оо!

Действительно, я прошла его от и до, в течение года.

Делала кашпо под горшочки?

Дааа! Более того, у нас дома появилась традиция: не ходить в гости с пустыми руками без какого-то плетёного хендмейда. И я уже чувствовала свою обязанность снабдить маму этими изделиями. Ко всем праздникам какие-то поделки были, много.

А что ты чувствовала от этого? Кроме «надо сделать, потому что в гости». Какой-то был кайф от процесса или от результата?

Да, наверняка был, мне в принципе нравилось. У нас в начальной школе были благотворительные ярмарки: кто-то печенье пёк, кто-то ещё что-то. Я помню, что мы с подружкой наделали товаров за весь класс. Наш класс не особо участвовал в этом, но мы вдвоём, как самые увлечённые… Ну, знаешь, наши руки не для скуки)

Ещё в начальной школе был случай: мы делали на уроках труда заготовки из фанеры – выпиливали определённую формочку для игрушек. Нам объяснили, что это для детских домов.

Девочки тоже выпиливали?

Да, всем классом. У нас дома не было таких инструментов, и мамины  знакомые нам достали лобзик, несколько пилочек и идеально подходящие для этого дела дощечки. И я, как человек крайне увлекающийся, пилила эта фигурки вплоть до того, что сидя в туалете на горшке я не могла остановиться и делала эти формы! Ну, во-первых, я понимала, что это для деток в детский дом, и это полезно, а во-вторых, мне просто нравился процесс, когда из ничего ты получаешь что-то. Просто своими руками. Помню, что тоже сделала этих фигурок…

Больше, чем весь класс?

Ну, не больше, но за половину класса, наверное, отчиталась)

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-3
Фотограф Виктория Келешева 

Прослеживается тяга к ручному труду!

Да. Я достаточно долго жила у дедушки с бабушкой, у них свой дом был. И ручной работы в этом доме хватало. Дед был из тех людей, которые, если им что-то нужно, сначала прикидывают, можно ли это сделать самому – начиная сборкой мотоцикла и заканчивая постройкой дома. Это у него было в крови. Было несколько сараев, в которых он хранил всевозможные материалы. И я постоянно присутствовала при процессе изготовления чего бы то ни было. Он умел приспособить самые неожиданные вещи под самые неожиданные цели.

А ещё мой папа – большой мастер по электротехнике. Чинит всё на свете. Ему приносили телевизоры, радиоприёмники, ещё что-то. А я наблюдала за ремонтом. И вот это перепаивание, замена ламп… Я в школе гордилась тем, что могу в ламповом телевизоре поменять перегоревшие лампы. Самостоятельно. Их нужно выпаять, там не просто предохранитель вынуть. Я знала, где и как это делается. К счастью, никогда не пришлось проверить…

Проверить, действительно ли ты это можешь?

Да) Но в теории я знала. Знала даже, как увидеть, перегорела она или нет. Сейчас я бы и близко не подошла, мне кажется, к подобным вещам. Но там просто сидишь рядом и смотришь. И оно как-то впитывается. Я умела менять розетки! То есть вынуть розетку из стены и вставить новую, прикрепить все провода, я понимала, что/где/как/зачем. Сейчас я этого не могу)))) И даже пробовать не буду!

Итак, вокруг тебя все рукодельничали, и ты тоже много чему научилась. Но потом всё свелось к вязанию. От опыта с куклами и крючком – к таким полномасштабным проектам.

На самом деле, вязание всегда присутствовало в некотором объёме. То есть не было такого, что я занималась одним видом творчества и не занималась другим. Я постоянно пробовала массу всего, одновременно: пыталась и шить, и декупажить…

О, этого я никогда не пробовала.

Более того, я даже делала это на заказ, и весьма успешно. Валяла из шерсти, и всё тому подобное. В общем, массу всего, что появлялось, я успевала испробовать, и более того, успевала купить стартовый комплект материалов. Раньше, к счастью, мне не всегда позволяли средства погрузиться в это с головой и купить полный комплект. Приходилось довольствоваться стартовым.

На вязании сконцентрировалась именно за счёт его удобства. Когда живёшь в небольшом пространстве, где нет постоянного рабочего места, сложно постоянно, регулярно заниматься шитьём. Потому что если у тебя есть 2 часа, то полчаса как минимум уйдёт на то, чтобы организовать это пространство, а потом ещё полчаса на то, чтобы всё убрать. И ради одного часа затевать это всё очень неудобно.

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-4
Фотограф Виктория Келешева 

А вязание можно просто засунуть в пакет. И вытащить в любом месте, начиная от транспорта и заканчивая лекцией в университете, оно всегда с собой, не требует особенных приготовлений, и его достаточно легко было спрятать от котов. Даже если рисование, например, или декупаж не требовал масштабной подготовки рабочего места, но коты проявляли интерес. На тот момент у меня был один кот, но он был крайне энергичен и мог во всём этом прекрасно полазить, попортить. Оберегать рабочий процесс ещё и от кота было проблематично. Поэтому всё больше и чаще я занималась вязанием. И вязала подарки по-прежнему на все праздники.

А какие были первые подарки?

Я была весьма смела и отчаянна, вижу цель – не вижу препятствий) Я считала, что могу связать всё, что угодно, и бралась за всякие свитера, джемпера с молниями… На практике понимала, что результат не совсем соответствует тому, что я себе представляла и к чему я шла, но меня это не останавливало. Вязала и маме, и молодому человеку своему, какую-то сложносочинённую одежду, весьма уверено. Критическое мышление ко мне пришло несколько позже)))) С взрослением я поняла, что лучше я буду делать вещи поменьше, попроще, но такие, которые будут носибельны и за них не будет стыдно. И постепенно переключилась на шарфы и носки. Шапки я тоже пыталась вязать, но это был как раз тот случай, когда результат не совсем соответствовал желаемому. А с носками как-то очень быстро хорошо получилось, я набила руку.

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-5
Фотограф Виктория Келешева 

А как же пятка? Это же очень сложно.

Это кажется. До тех пор, пока ты не сделаешь хотя бы одну пятку, кажется, что сложно. Надо сделать одну, и ты понимаешь, что это элементарно.

Я не помню, как научилась вязать носки. Видимо, мне кто-то показал. И сейчас, когда я уже достаточно серьёзно занимаюсь вязанием, я понимаю, что я делала неправильно в своих первых носках, где я ошибалась. Что там можно было проще и качественней, эффективней сделать. Но на тот момент меня вполне устраивал результат, и одариваемых тоже.

Результат или процесс?

 Когда я разговариваю с кем-нибудь о рукоделии, мне всегда хочется понять, что человека в этом больше прёт: какое-то особое ощущение от процесса или результат – я сама сделала, своими руками, круто. Что ты об этом скажешь?

Для меня на первом плане всегда процесс.

Потому что это процесс может быть долгим?

В какой-то момент я поняла, что дарить третьи носки на третий праздник подряд уже как-то странно. Люди просто не успевали их снашивать. Я думала, что же я могу делать такое, что бы занимало у меня побольше времени. Так я и пришла к пледам.

Правда, первый плед я вязала из квадратов. Я не сразу отважилась на большое полотно. Мне понадобилось пару месяцев, чтобы всё закончить. Но поскольку в вязании у меня самое нелюбимое – это сшивать вещи, следующий плед я вязала не из квадратов, а из шарфов, чтобы было хотя бы поменьше швов. Третий плед я уже вязала целиком. Хотя он был небольшой, это был, по-моему, детский пледик. Сейчас я понимаю, что связать детский плед сложнее, потому что спицы тоньше, полотно плотнее, нужно больше внимания. В итоге это получается дольше.

Ты связала уже очень много пледов. Что дальше? Какое-то развитие? Более сложные рисунки, может быть? Или тебе уже ничего нового не нужно?

В этом году я, видимо, доросла до того состояния, когда снова готова взяться за одежду, хотя вопросов и подводных камней остаётся много. Но есть, куда расти. То есть мне уже не так интересно вязать плед, как какую-нибудь форму посадить по фигуре, ещё что-то. Появился интерес, даже, наверное, азарт. Я создала себе на Pinterest несколько папочек, что я хочу связать, и каждый раз, пересматривая эти подборки, понимаю, сколько же для этого нужно времени!

Но пледы по-прежнему – это своего рода медитация.

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-6
Фотограф Виктория Келешева 

От них я вряд ли когда-нибудь откажусь. По крайней мере, в обозримом будущем. И меня никогда не смущало, сколько времени нужно на то, чтобы связать плед.

Но ты очень быстро вяжешь! Может быть, поэтому не смущало?! Для меня вязание – процесс долгий.

Я говорила, что вязать детский плед намного дольше, чем вот этот большой, пусть с косами, аранами, но из толстой пряжи и на спицах № 8. Одежда чаще всего вяжется на тонких спицах, требует постоянного учёта прибавок/убавок, не расслабишься. И поэтому сесть и провязать весь день так, чтобы замедитировать, не получается. Это уже больше не процесс, а ты идёшь к результату. Поэтому на одежду у меня больше времени уходит. Хотя бывают, конечно, некоторые свитера регланом, которые ты можешь сесть и за три дня…

Хобби или заработок?

Надь, в Советском Союзе, который мы обе застали, и который застали наши мамы, многие занимались рукоделием от безвыходности, от того, что нечего было купить, и многие из тех, кто шили тогда, сейчас не шьют и не вяжут, потому что с этим стало проще.

У меня не было внутреннего понимания, что больше нет вариантов. Что это единственный выход. Отношение к этому было такое: «О, круто! Я могу сделать вот так». Не в смысле, что если я так не сделаю, то у меня больше ничего не будет. Я не думала, что если себе что-нибудь не свяжу, то мне завтра не в чем будет выйти из дома. Скорее так: «О, как я всех завтра удивлю!»

Я в школе вязала себе значительно больше одежды, чем сейчас. У меня была одна чудесная жилетка, которую я перевязывала раза три, потому что она была связана из натуральной шерсти и при каждой стирке увеличивалась вдвое. Там была удивительная какая-то шерсть. Всё закончилось тем, что я её переработала как раз в этот самый первый плед из квадратов. Если изначально это была жилетка на школьницу класса 8го, то закончилось всё это небольшим пледом.

То есть твоё увлечение рукоделием не было привязано к необходимости?

Совершенно. Просто было интересно, и немножко чтобы повыпендриваться.

Сделать необычное что-то.

Не то чтоб даже необычное, а смотрите, я вот ещё и крестиком. Я и там, и сям, и вот ещё, пожалуйста.

Сколько нужно пледов твоим друзьям, даже если посчитать всех знакомых и родственников? Это всё-таки конечное число. Ты сделала сайт, чтобы как-то продвинуть своё творчество. Тебе ведь не настолько необходимо продать пледы? Просто их становится много, и надо их как-то реализовать. То есть материальный вопрос – второй? Даже третий.

Да. Я давно писала такой слоган: «Я могу вязать, могу не вязать, второе сложнее, поэтому дороже». Поэтому с вязанием пледов единственной задачей было эти объёмы куда-то девать. У меня сложилась немножко парадоксальная ситуация: я не могу продавать их дёшево. Я знаю стоимость пряжи, которая на них ушла, – даже если она не самая дорогая, её уходит много; я знаю время, которое на это потрачено, – даже  если это неделя, то это неделя ежедневного полного рабочего дня. Поэтому у меня нет внутреннего согласия продавать их по себестоимости пряжи.

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-7
Фотограф Виктория Келешева 

А плед ручной работы всё-таки необходим не в каждом хозяйстве, и без него можно прекрасно обойтись. Поэтому далеко не каждый готов заплатить за них реальную стоимость. И настаивать на том, чтобы люди покупали за 15-20 тысяч – во сколько я оцениваю, я не буду, потому что сама я тоже себе домой не куплю плед за 20 тысяч, мне, грубо говоря, жалко этих денег, и есть масса других вариантов их использования. Не могу сказать, что я когда-то сильно вкладывалась в продажу пледов. Да, мне хотелось бы это делать. Мне было бы это очень приятно.

И полезно.

И полезно, да. Но я нашла для себя идеальный выход – различные благотворительные аукционы и ярмарки. Я отдаю туда пледы бесплатно. И мне значительно проще расстаться с пледом бесплатно, понимая, что это идёт на хорошее дело, нежели продать за бесценок, просто потому что кто-то готов заплатить за него 3 тысячи, но не больше. И как не удивительно, именно на таких площадках пледы уходят значительно дороже, чем у меня была бы возможность их продавать самой. И меня очень греет тот факт, что я своей работой помогаю в хороших делах, в благих: домам престарелых или приютским котикам. Получаю от этого массу удовлетворения.

Сейчас же есть масса людей, которые предлагают услуги по продвижению. Не хотелось тебе  обратиться за помощью? Чтобы тебя кто-то научил или, как вариант, взял на себя это всё?

Хотелось, я даже училась на курсах по продвижению своих интернет-площадок. Но это та часть работы, которая не доставляет мне удовольствия. К счастью, у меня нет сейчас финансовой зависимости от результата моего труда и нет необходимости вкладывать в это силы и время. Я могу заниматься только тем, что мне нравится. Почему бы это не делать?

То есть это наиболее комфортный для тебя вариант производства творческого продукта?

Я бы сказала, что это для меня наиболее приятный стиль жизни.

О, это уже другой уровень понимания.

Ну, да) Я пришла к этому буквально вот полгода назад и получаю от этого массу удовольствия.

И ты находишься в полном согласии с собой?

Да.

Творческий труд – не женское дело?

Ты работала в сфере организации свадеб, декорирования. Это ведь тоже творческая работа?

Это было уже после того, как я уволилась из фармацевтической компании, ушла в свободный полёт именно в поиске какого-то творческого самовыражения. Как раз в тот момент, когда у меня отпала необходимость зарабатывать деньги. То есть я смогла поискать, чем мне приятно и хочется заниматься. Опять же пришла к ручному труду.

Это всё-таки оказалось не совсем то?

Это оказалось очень даже то, но это оказалось ещё плюс ко всему тяжёлой физической работой, для занятия которой нужно иметь очень крепкую спину.

Ну как же, в цветочном магазине нам за 5 минут собирают букетик весом 300 граммов! Свадебная флористика – это другое?

Ну, букетик букетику рознь, и бывают букетики, которые весят далеко не 300 граммов, а килограмма 3-4, и ты этот букетик крутишь в руках в течение получаса. Из-за этого возникают проблемы с запястьем.

И накручиваешь 10 таких букетиков или больше в день.

Да. А свадебная флористика – это вообще третья история.  Это монтаж/демонтаж. Проснулась  в 3 часа ночи, и первое, что всплывает у тебя в голове: «О, мы проспали!» Быстро-быстро рвать когти и ехать на монтаж. Это тяжёлые конструкции. Оазисы, пропитанные водой, которые сами по себе уже весят килограмма полтора, а их нужно до 100 штук на одну арку, например. Всё происходит в полевых условиях, как правило, в ночное время где-нибудь на улице под дождём, под ветром, всё это нужно принести, унести, разгрузить машины…

Не ванильно совсем как-то, и не женское это.

Тяжёлая физическая работа, причём грязная.

Да, зрители не видят  всего этого. Ты, наверное, тоже иначе воспринимала, когда собиралась этим заниматься?

Ну, да. Мне казалось, что это – завязывать ленточки на стульях, драпировать красивые кружевные шторы на арках… Это тоже есть, но это нужно делать очень быстро и в большом количестве.

И не получается насладиться процессом?

Да. Это не то же самое, что ты слегка поправить цветочек в композиции. Чтобы просто сервировать 10 столов, расставить тарелки, нужно в очень быстром темпе намотать километра 3 по залу, в котором всё будет происходить. Даже если у тебя нет ничего тяжёлого, ноги отваливаются в конце.

Если я правильно понимаю, занятия творческим трудом, даже флористикой, начались, когда материальный вопрос отпал.

Рукоделие присутствовало и во время моей обычной работы. Но тогда я пыталась этим как-то зарабатывать. Я искала в этом дополнительный источник дохода – иногда удачно, иногда не очень. У меня были заказы и на вязание, и на декупаж совершенно неожиданно. Притом, что я буквально сделала одну-единственную работу и выложила её у себя ещё тогда в ЖЖ, мне тут же пришёл заказ на что-то аналогичное. Очень приятно, и казалось что – о, я нашла! Но это был единственный заказ.

То есть сейчас, когда тебе не нужно заниматься зарабатыванием денег, тебе гораздо приятнее творить просто. Не задумываясь о том, что с этим потом станет.

Я нашла для себя решение того, что с этим станет, и получаю максимум удовольствия уже от процесса.

Акварельно

Последнее время ты вернулась к рисованию.

Да, последние 2 года.

А здесь тебе нравится процесс или результат? Есть ли какие-то амбиции, или это лишь для удовольствия?

Амбиции, безусловно, есть. Мой дедушка был художник-портретист. Видимо, какие-то гены прижились, передались, и я испытывала лёгкое разочарование в себе от того, что я это упустила, перестав заниматься в детстве. В какой-то момент, спустя пару лет после художественной школы, я поняла, что полностью разучилась рисовать. Забавный парадокс – мой глаз уже был натренирован на то, как оно должно выглядеть, а рука эту тренировку потеряла.

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-8
Фото предоставлено Надеждой Лебедь

Я очень была разочарована собой и долго переживала. Делала даже попытки вернуться, ходила на занятия к своей знакомой художнице, и в студию более серьёзную на уроки академического рисунка. Но всегда сказывалось неудобство проживания в Подмосковье и необходимости ездить для этого в Москву. И не всегда есть возможность вечером задержаться.

После переезда сюда, где под боком оказалась художественная школа с занятиями для взрослых, я решила, что это мой шанс всё возродить, возобновить. Очень довольна и рада тому, что это состоялось.

Ты вспомнила, что умела, научилась чему-то большему; планируешь продолжать?

Продолжать я планирую, правда, а проблема моя именно в том, что я не могу организовать себе регулярные занятия. Мастер-классы – это прекрасно, ты приезжаешь, вдохновляешься, узнаёшь что-то новое либо убеждаешься в том, что вот это я делала правильно, думаешь, какие техники новые попробовать, но после каждого мастер-класса по-хорошему должна идти самостоятельная работа, достаточно продолжительная, которая у меня по-прежнему ограничивается отсутствием рабочего места. Организованного рабочего места, к которому можно подойти в любой момент, и без предварительной долгой подготовки…

Раз – и начать?

Раз – и начать, да. Есть такая проблема. Я надеюсь в ближайшем будущем её решить.

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-9

 

Но ведь здесь могут помешать коты. Тебе же нужен мольберт, да?

Я сейчас рисую акварелью, и ею как раз удобнее рисовать на горизонтальной поверхности. Но это должна быть высокая поверхность: если рисуешь, стоя над столом, довольно сложно нагибаться. Тут скорее вопрос в том, чтобы действительно разложить и оставить в неприкосновенности на какое-то время. Возникает ещё аспект лени в том, чтобы это вынимать и закладывать обратно. Опять же вязание в этом плане удобнее, проще.

Ты говорила, что тебе нравится делать всё в компании, вязать и рисовать в том числе, поэтому у тебя где-то на занятиях получается более эффективно, чем дома самой.

Да, там уже создана рабочая обстановка, которую дома нужно как-то себе организовывать, придумывать. Там приходишь и больше, собственно говоря, нечем заняться. Ты либо рисуешь, либо нет. Компания, конечно, великая сила.

Котики и кисти

Расскажи о котиках. Как они появились? Какова их судьба?

Сейчас у меня кот и кошка, они оба пришли к нам с улицы, можно сказать. Котика я подобрала на Курском вокзале, кошку мы забрали из подъезда уже позже, когда жили с мужем. Они весьма взрослые, за 10 лет. Честно говоря, сейчас я не представляю себе жизни без котика, хотя, несмотря на всю мою большую к ним любовь, я долгое время сопротивлялась тому, чтобы заводить кота дома. Это были ещё студенческие времена, когда приходилось много работать в Москве, и дома я появлялась даже не каждый день. Такая ответственность, когда животное сидит и ждёт, когда его накормят, погладят, представлялась мне немножко…

Обременительной?

Даже не обременительной, а неосуществимой. Чтобы не чувствовать себя виноватой перед животным, я понимала, что лучше его не иметь. Но судьба распорядилась сама, этот кот бросился мне под ноги, просто без вариантов. Конечно, в начале это было весьма сложно, потому что кот был дик и крайне энергичен.

А он был уже не котёнок?

Он был крошечный котёнок, но он достаточно быстро подрастал, и требовал – да и сейчас требует – массу внимания. Но это было непросто. Бывало, что он не давал спать, приходилось прятаться от него под одеялом с головой, ну, масса сложностей.

Сейчас уже странно об этом вспоминать. Теперь это главный мой компаньон, поскольку я очень много времени провожу дома. Возможно, без него я бы продолжала более активную социальную жизнь. А так у меня всегда есть компания.

На портрете этот кот?

danceofwords-feja-kistochek-i-spits-10
Фото предоставлено Надеждой Лебедь

На этом портрете нет, это фотография кота из интернета, максимально похожего на моего, просто мне в силу того, что я ещё учусь, проще рисовать с фотографии. С натуры не всегда успеваю, не всегда правильно хватаю пропорции, и намного проще с плоского изображения воспроизвести.

Тут вопрос в плоскости или в том, что изображение неподвижно?

Больше всё-таки в плоскости, потому что коты могут быть неподвижны очень подолгу. И при желании можно поймать момент, когда он спит или долго о чём-то думает. Тем более, такой рисунок именно с котом – очень быстрая работа. Максимум минут на 15. Плюс какие-то детали… Она просто пишется мокрым по мокрому и там как раз основная сложность в скорости исполнения. Если бы можно было растянуть эту работу на час, на два, она была бы намного проще.

Нужно успеть?

Не ошибиться.

Я помню, что у тебя было много котов. Я имею в виду не настоящих котов, а портретов котов. Это всё были написаны по картинкам, да?

По фотографиям. Там были какие-то фотографии моего кота, какие-то из интернета… Они оказались весьма популярны в благотворительном бутике для котиков. Я делала сканы с работ и распечатывала на акварельной бумаге в хорошем качестве принты, которые вот в виде открыток и постеров…

Отлично продавались, как я понимаю?

Они и продолжают там продаваться, да.

То есть ты продолжаешь сотрудничать с этим бутиком?

Угу.

Ну а если тебя, например, попросят нарисовать кота? Вот хотят кота, но не принт с твоего рисунка, а вот прямо картину. Или тебе уже будет неинтересно рисовать такое снова?

Тут немножко другой момент. Я пока не могу гарантировать результат. То есть для того, чтобы получить хорошую работу, мне нужно, возможно, сделать 2-3. И получится в итоге желаемый результат или нет, я гарантировать изначально не могу, и мне уже приходилось отказываться от заказов – правда, не кота, а собачки. Но я не имею уверенности для того, чтобы брать заказы.

Уверенности, что с первого раза сделаешь?

Даже не с первого. Не факт, что оно получится в пятого. Многое получается, да. Но абсолютно быть уверенной, особенно в этой технике, потому что она такая… Очень специфическая. Не поддаётся какому-то математическому прогнозу. Тут сложно.

Я сейчас понимаю, что всё время тебя склоняю к обсуждению вопроса заработка творчеством. Эта тема сейчас многим интересна. Надеюсь, тебя не обижают эти вопросы.

Нет. Ну вот эти коты как раз единственные из моих работ, которые выставлялись на продажу и продавались. Не только в виде принтов, одного из котов у меня купили в качестве полноценной картины. Но опять же это было в благотворительном бутике, для правильно заряженной публики. Товары там продаются в помощь приютским котикам, животным, попавшим в беду. И соответственно, люди, которые интересуются им и приходят на их ярмарки, неравнодушны к животным.

Тёплая аудитория, как говорят.

Да, да. И именно там вот эти работы хорошо пошли.

То есть ты считаешь, что наполовину это заслуга не твоя?

Это заслуга правильно выбранного места.

Надя, большое спасибо тебе за беседу! Оставляю здесь адрес твоего сайта и вязального Инстаграма.

Instagram: @knitaddict_

Сайт: knitaddict.ru

Фея кисточек и спиц: 2 комментария

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s