с нежностью к себе и к тексту
Если вы только начинаете писать посты и статьи и беспокоитесь, насколько они хороши, а посоветоваться вам не с кем, то вы ко мне удачно зашли) В начале пути многое непонятно, а у меня для вас – статья-инструкция, которая облегчит ваше движение: она подскажет, куда идти и на что ориентироваться.
В этой статье я рассказываю, по каким параметрам оценить свой текст, на что обратить внимание при редактуре, а о чём можно не беспокоиться и как вовремя остановиться и выпустить текст в мир.
Когда редактировать
Пишите сегодня – редактируйте завтра. Почему? Чтобы разделить писателя и редактора. Если дать им доступ к тексту одновременно, они начнут препираться, а то и подерутся. Текст от этого ничего не выиграет, но работа с ним затянется до бесконечности.
Если концепция разных ролей вам не близка, то посмотрите на это так: до завтра вы забудете, о чём писали, и прочтёте свой текст как новый – до определённой степени, конечно. А в новом тексте не придётся выискивать недочёты, они вам сами покажутся.
Есть немало хитрых приёмов, позволяющих увидеть свой текст как бы заново: выбрать другой шрифт, распечатать на цветных листах, загрузить вордовский файл с текстом в электронную книжку. Хороши любые способы, которые помогают отделиться от собственного текста. Но, пожалуй, подождать до завтра или хотя бы до вечера – самый простой из них.
На что смотреть при редактировании
Не существует хорошего текста в вакууме; любой текст хорош настолько, насколько он решает задачи автора. Вот на что стоит посмотреть:
- Суть текста и ваша цель
Ради чего вы написали текст? Кажется, это самый простой пункт, но не проскакивайте его. Прочтите текст и найдите в нём ответ на вопрос, поставленный вами в заголовке, в первых строчках или в своей голове. Понятно ли, что вы хотели сказать (суть)? Отражена ли ваша идея в тексте однозначно?
Суть и цель – не одно и то же. Например, суть этого текста – поделиться тем, как можно отредактировать текст и не измучить ни его, ни себя. А цель – показать мои знания в этой области и привлечь новых подписчиков и клиентов. Оценить, достигнута ли цель, обычно получается только после публикации, но прикинуть, всё ли вы сделали для её достижения, можно до.
И никакой цели вы точно не достигните, если текст останется в черновиках.
- Структура, в том числе визуальная
Структура облегчает вам создание текста, а читателю – понимание его. Возьмите за основу 3-частную структуру:
- введение
- основная часть
- заключение
Прелесть в том, что можно сразу писать по этому плану, а можно вытащить из головы всю информацию по теме, а потом, как раз при редактуре, навести порядок и логику: проверить, получилось ли обозначить тему во введении, раскрыть её в основной части и сделать выводы в заключении, и следуют ли абзацы логично один за другим.
Помните о правиле «один текст – одна тема»; если замечаете, что в тексте появились другие сущности, отделите их и поместите в черновик следующей статьи.
Важно: если структура в тексте есть, но визуально её невозможно увидеть, не всякий станет читать сплошное полотно текста. На сайтах больше возможностей форматировать текст, чем в соцсетях, но кое-что можно сделать и там: разделить на абзацы, оформить перечень в виде нумерованного списка, озаглавить каждую часть. Не пренебрегайте этим!
- Лексика и стилистика
В первую очередь, постарайтесь убрать всё узкоспециальное, понятное только вашим коллегам. Исключение – если вы для коллег и пишете.
Официально-деловой или научный стили, полные канцелярита и штампов, не подходят для сайта, а тем более для соцсетей, куда люди приходят общаться. Работая с текстом, представьте, что вы разговариваете с человеком, сидя с ним в кафе, а не выступаете с трибуны.
Прочитайте свой текст вслух. Это волшебное упражнение; если из всей моей статьи вы запомните и сделаете только его, уже получите результат.
Почему?
Во-первых, вы найдёте те места, где споткнётся ваш читатель. Как найдёте? Легко: вы там сами споткнётесь. Например, вам не хватит дыхания на всё предложение – значит, оно слишком длинное, и лучше его разбить на два или на три. Или вы не сможете сходу прочесть какое-то словосочетание – значит, оно сложновато звучит, попробуйте упростить его без потери смысла.
Во-вторых, вы услышите свои интонации и увидите, где они не соответствуют знакам препинания: например, голосом вы делаете паузу, а в тексте её никак не обозначили. Или вы спрашиваете, а вопросительный знак не поставили.
Если знаете за собой, что пишете сухо, официально, прочтите мою статью о канцелярите и штампах или методичку «Как писать эмоциональные тексты».
- Грамматика и пунктуация
Поставила это пункт последним как наименее важный. Владеете грамматикой на уровне средней школы? Отлично! Большего вам в соцсетях не требуется. А если вы пишете для сторонней площадки, с вами будет сотрудничать редактор, корректор, они помогут.
Однажды я получила комплимент от редактора – мол, ваша статья без единой ошибки. Мне было приятно) Но и без этого можно жить. Мой гонорар за ту статью не вырос из-за грамотности.
Увы, некоторые люди не могут сдержаться и не указать вам на ошибку. И делают это не в личку, а в комментариях под постом. Это может здорово испортить вам настроение и даже пошатнуть вашу уверенность в себе.
Пожалуйста, помните: такая реакция на ваши ошибки гораздо больше говорит об этом человеке, чем о вас. Возможно, ему не хватает внимания, и он выбрал такой неэкологичный способ его получить. Возможно, грамотная речь – его единственный повод для гордости.
Но вот что важно: уделите внимание тем предложениям, в которых знаки препинания меняют суть. Помните казнить нельзя помиловать?
А вот многоточия лучше оставьте авторам художественной прозы. Обычно его используют, чтобы показать задумчивость, трудный выбор, но в текстах рабочей тематики многоточие может создать ощущение, что вы ещё не додумали свои мысли до конца.
Сколько редактировать
Одна моя клиентка на консультации сказала: «Я так долго редактирую текст не для читателей, а для своего зануды, внутреннего критика! Это он всё время нашёптывает, что я ещё не всё учла в статье, не все случаи рассмотрела».
Знакомо вам такое? Прислушайтесь к себе, если снова и снова правите текст: для кого вы это делаете? В норме стоит это делать для читателя, ведь вы к нему обращаетесь. А что касается того, сколько информации дать в тексте, согласуйте это с вашей целью и с правилом «один текст – одна тема».
Доводя текст до ума, не доводите себя до белого каления. Редактура не должна быть бесконечной, это просто этап работы с текстом. Но и не отпускайте текст в мир без редактуры – убедитесь, что он уже готов справляться со своей задачей. Одного-двух подходов к написанному тексту, как правило, достаточно. Между подходами сделайте перерыв.
*
Что ж, теперь вы знаете больше. Используйте! А если нужна профессиональная помощь, посмотрите раздел УСЛУГИ и свяжитесь со мной через форму обратной связи. Напишите, даже если не нашли подходящей услуги: придумаем вместе, как вам помочь.